Интегрированная система менеджмента качества |
В настоящее время практически все развитые промышленные страны мира вступили в новый этап, который характеризуется бурным развитием систем управления качеством, в которые входит и интегрированная система менеджмента качества. Эти общие системы управления основываются на системе экологического менеджмента, системах управления персоналом предприятия, системах менеджмента здоровья и профессиональной безопасности и многих других.
Естественно, что такие системы создаются в полном соответствии с требованиями, которые предъявляются к системам менеджмента международными стандартами, такими, как ISO 9000, ISO 14000 и другими. Все данные стандарты разрабатывались с учетом мирового практического и теоретического опыта, который был наработан при разработке и внедрении систем менеджмента качества. Очевидно, что внедрение интегрированной системы менеджмента качества является более экономичным и эффективным, если сравнивать с независимым внедрением сразу нескольких стандартов, которые распространялись бы на системы менеджмента. Но тут стоит отметить такое обстоятельство, что, несмотря на все более возрастающую актуальность данной проблемы, а также на эффективность работы интегрированных систем менеджмента, в литературе можно обнаружить крайне мало документации и рекомендаций по данному вопросу. В настоящее время интегрированная система менеджмента качества у руководителей многих отечественных промышленных предприятий ассоциируется, прежде всего, со сложным процессом, который должен объединить в одно целое уже существующие системы менеджмента, а также с оптимальным способом существования предприятия в условиях все более возрастающей конкуренции. Однако стоит отметить, что интегрированная система менеджмента является всего лишь частью общей системы менеджмента предприятия, которая соответствует требованиям международных стандартов – двух или более – а также функционирующая как единое целое. Данную систему не стоит рассматривать как идентичную системе общего менеджмента предприятия, которая объединяет все этапы его производственной деятельности. Даже в том случае, если на предприятии будут внедрены все действующие в настоящее время международные стандарты на системы менеджмента, интегрированная система менеджмента не будет идентичной общей системе менеджмента организации. Это связано в основном с тем, что в область ее распространения в настоящее время еще не входит финансовый менеджмент, менеджмент работающего персонала, менеджмент рисков, инновационный менеджмент и т.д. Организационно-методический фундамент, на котором и создаются интегрированные системы менеджмента качества, это стандарты ISO серии 9000. Сформулированные в данных стандартах базовые принципы и понятия призваны в максимальной степени соответствовать принципам и понятиям общего менеджмента. При всем этом большое значение имеет процессный подход, вследствие которого не опосредованно (как это бывает во время функционального подхода), а именно непосредственно отражаются реальные процессы, которые происходят в реальном бизнесе. Очень важным обстоятельством является еще и то, что разработка и ввод в действие стандартов ISO серии 9000 в исторической ретроспективе были осуществлены ранее других международных стандартов, что в большой степени повлияло на методологию их построения. Внедрение систем менеджмента качества на предприятии позволяет решить множество проблем, которые зачастую возникают при последовательном или параллельном независимом внедрении сразу нескольких стандартов. Первое – это возможность избежать дублирования производственных процессов, документов, должностей, а также функций подразделений предприятия. Кроме того, не возникает запутанности взаимосвязей, которые существуют между такими системами, как система качества, экологии, профессиональной безопасности и т.д. Для того, чтобы создать на предприятии работающую систему менеджмента качества, придется потратить немало сил и времени, но в итоге все это окупится. |